Национальная Третейская Палата
Арбитраж
Практика
Судебный прецедент
В настоящем разделе собраны прецедентные решения государственных судов - как арбитражных, так и общей юрисдикции, - связанные с третейским разбирательством. Собранные решения не являются «верными» или «ошибочными», они просто являются характерными в том смысле, в котором государственные суды формируют единый правовой подход к решению той или иной проблемы, связанной с третейским разбирательством. Поскольку судебная практика не стоит на месте, то сформированный единожды подход может впоследствии меняться, и различные практикообразующие судебные акты могут не только входить друг с другом в скрытый конфликт, но и открыто противоречить друг другу. Так или иначе, раздел носит в первую очередь практический характер, и существующая судебная практика государственных судов представляется в нём такой, какая она есть, без купюр или устранения внутренних противоречий.

26 сентября 2017 г.
1072


      Предмет спора: Минюст приостановил  рассмотрение заявления АНО "центр арбитражного разбирательства" (ПДТС Сибирский третейский суд) на администрирование арбитража. Основанием к приостановлению послужили несколько обстоятельств. Указанные недостатки были устранены заявителем, однако вместе с этим он оспорил два основания к приостановлению: необходимость подтверждать опыт третейских судей справкой с перечислением номеров дел, сторон разбирательства и предмета спора, а в отношении государственных судей в отставке необходимость подтверждать  их опыт справкой с указанием номеров дел или приложением решений суда не менее одного дела в год.
Итогом рассмотрения дела стал отказ в иске. Любопытно уже то, что текстуально мотивировочная часть решения суда полностью совпадает в возражениями Минюста. Они просто признаны верными, а позиция ответчика оценивается весьма фрагментарно и без всяких пояснений почему те или иные доводы признаны не состоятельными. Можете сравнить  эти два  документа:  РЕШЕНИЕ СУДА   и ВОЗРАЖЕНИЯ МИНЮСТА
      В результате рассмотрения этого дела можно сделать несколько выводов, которые могут быть полезны всем:
- Подтверждать установленные критерии можно любыми документами. Указания Минюста, это только его рекомендации.
- Для подтверждения опыта рассмотрения дела судьей (как государственным, так и третейским) достаточно одного дела в год.
-  Раскрытие сторон и предмета спора в третейском суде не нарушает конфиденциальность, поскольку хранить ее аппарат суда не обязан.

      По каждому из этих оснований, следует сделать некоторые замечания:
Никогда не предполагал, что рекомендации могут быть столь категоричными и влечь за собой такие последствия как отказ в рассмотрении документов. При этом суд указал, что из справки где указано сколько дел рассмотрел судья в каждом году нельзя сделать вывод о его опыте, а вот если туда добавить номера дел и предмет спора, то уже можно.
Довод про достаточность одного дела в год так же вызывал вопросы, поскольку дословный анализ требования Минюста в этой части позволял сделать вывод, что это относится только к государственным судьям. Оказалось мы не так поняли и достаточно вполне минимального опыта. Уже один этот вывод облегчил бы жизнь множеству заявителей, поскольку такой скудный опыт имеет весьма большое число третейских судей и подобрать их уже не так сложно.
Относительно конфиденциальности позиция Минюста весьма непоследовательна. Они сообщают, что конфиденциальность не будет нарушена, поскольку члены Совета ее обязаны хранить по Положению о Совете. При этом они скромно умалчивают, что как раз сотрудники Минюста которые ее анализируют не связаны никакими нормами обязывающими хранить эту конфиденциальность.
Впрочем, это все не так уж и важно. Самое главное, что указанный процесс показал, что нормы устанавливающие процесс получения разрешения  не обладают таким качеством как нормативная определенность.  И более года как действует закон не добавил конкретики в правовое регулирование. А поскольку закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ" наконец то применен в судебной практике, то АНО "Центр  арбитражного разбирательства" имеет все формальные основания оспорить указанный закон в Конституционном суде. Чем мы сейчас и занимаемся. 
М.Э. Морозов
председатель Сибирского третейского суда   

Ваше имя:


Написать комментарий:


АКТУАЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ. Статья Ф.Н.Нигматуллина
       
ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Ф.Н.НИГМАТУЛЛИН
Член Правления Национальной Третейской Палаты, руководитель Комитета регионального развития Национальной Третейской Палаты, председатель Третейского суда Пермского края



«...19 февраля 2016 года в Калининграде под председательством министра юстиции РФ А. Коновалова и под эгидой Петербургского международного юридического форума состоялась выездная конференция
«Реформа третейского разбирательства. Что дальше?». Она стала первым мероприятием международного уровня после того, как в декабре 2015 г. был принят пакет законов о реформе третейского разбирательства в России. В конференции участвовало более ста представителей ТПП РФ, бизнес-сообществ и научной общественности, экспертов и специалистов в сферах арбитража и посредничества из России, Беларуси, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Великобритании и Румынии. В ходе конференции прошли пленарное заседание и два круглых стола: «Создание и функционирование арбитражных учреждений: новые правила» и «Процессуальные новеллы в арбитраже». Состоялось профессиональное всестороннее обсуждение будущего реформы третейского разбирательства, дальнейших шагов по ее реализации. Участники обменялись также мнениями по поводу перспектив развития третейского разбирательства в России и за рубежом.
Сегодня поневоле вспоминается, сколько копий было сломано в спорах о необходимости повышать авторитет третейских судов. Об этом же заявил еще в декабре 2013 года Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ.
Горячо и заинтересованно юридическое и предпринимательское сообщества обсуждали предложенные правительством условия создания третейских судов некоммерческими организациями и многие другие проблемы третейского разбирательства. И наконец законодатель принял пакет законов о реформе третейского разбирательства в России. Но поставлена ли точка в решении животрепещущих проблем, стоящих перед самим судейским сообществом?..»

Статья опубликована в №2/3 журнала «Третейский суд» за 2016 год.